Обыкновенная
пивная бутылка, которой большинство из нас совершенно не придает
никакого значения, оказывается, имеет свою особую предысторию. В
отличие от современных стандартных пивных бутылок, изготовленных из
темно-зеленого или коричневого стекла, бутылки в дореволюционной
России выглядели совершенно иначе.
Сто лет назад информацию о пиве несла на себе не только бумажная
этикетка, но и сама бутылка. По ней можно было узнать название
фирмы, награды, а иногда и номер телефона, изменения в составе
фирмы, город разлива и другие полезные сведения. Литье бутылки
наравне с этикетками и товарными знаками должно было быть
обязательно зарегистрировано в Департаменте торговли и мануфактур.
Чтобы получить свидетельство (разрешение) на использование того или
иного клейма, этикетки или товарного знака, нужно было подать
прошение, заплатить установленную пошлину и предоставить рисунок
знака, выполненный тушью. Если клеймо, знак, этикетка удовлетворяли
всем предъявляемым к ним требованиям, то Департамент выдавал
просителю охранное свидетельство на срок от года до десяти лет.
Однако право на товарный знак, этикетку или клеймо было бессрочным.
Оно передавалось по наследству вместе с предприятием.
Отметка о том, что форма и рисунок бутылки зарегистрированы, обычно
производилась в виде вертикальной надписи -"Заявленъ отделу
промышлен". А на донышках бутылок почти всегда отливался знак или
начальные буквы изготовителя. Фирма Нечаева, пользовавшаяся в
дореволюционной России большой известностью, отмечала на донышке еще
и емкость бутылки, выраженную в частях ведра (1/16 - 0.77 л; 1/20 -
0.615 л.; 1/40 - 0.34 л.). Позднее, после 1912 года объем стали
указывать в литрах.