С чего есть пошло пиво на Руси - дело темное и вряд ли изучаемое.
Одно можно сказать: никакого насилия над народным менталитетом
внедрение этого напитка не требовало. Никакого петровского
навязывания, вроде картофеля, не случилось. Сам по себе напиток
появился, прижился, полюбился и радостно живет по сей день.
Давно живет. Впервые упомянули о нем в Новгороде на берестяной
грамоте из частной переписки некоего Грикши. Он увещевал:
"Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви... Яз ему отвечал:
не рекл ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосье:
вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито..."
В общем, "вари ты пив", призывает древний новгородец древнего
новгородца. Добрый совет, нечего сказать. Причем, из контекста
понятно, что речь идет о вещах обыденных. Что пиво так же
вписывается в жизнь русской глубинки, как валенки или квас. Кстати,
упомянутый в тексте послания "перевар" есть ни что иное, как
древнеславянский хмельной напиток из меда и пива. Готовили перевар
настолько широко, что зачастую крестьян обкладывали "переварным"
оброком. Как, собственно, солод, хмель и само пиво в Древней Руси.
Варили пиво повсюду: и в деревнях, и в городах. Однако в городах
делать это было сложнее, поскольку пивной промысел довольно быстро
был подведен под государеву статью дохода с небольшим послаблением
для крестьян, которым разрешалось варить пиво для собственных нужд.
Венецианец Иосафат Барбаро, проживший в колонии Тане (Азове) 16 лет,
пишет о русских так: "Московитяне вина не пьют, но приготовляют
особенного рода напиток, подмешивая туда хмель, который придает ему
такую крепость, что им можно напиться допьяна, как вином". Правда,
здесь интуриста фантазия подвела: хмель крепости пиву не придает.
Однако без него современное пиво почти немыслимо.