Обильное пивоварение на Руси исторически приурочивали к каким-нибудь
праздникам. В основном - церковным. Например, изрядно выпивалось
пива на Николая-Чудотворца или на Михайлов день. Но больше всего
пили этого напитка на Семину неделю (она часто совпадает с бабьим
летом). По случаю окончания уборки урожая, в эти дни было принято
наварить пива с брагой, вынести их к воротам и угощать фланирующих
по деревне селян. Тогда же зачастую звучала хороводная "семина"
песня про пиво, начинающаяся словами "Ладо мое, ладо, пиво варили!".
А последней строкой - чисто по-славянски - "Теперь с этого пива все
передеремся, Ладо мое, ладо, все передеремся!"
Впрочем, надо полагать, что неизвестный автор сильно субъективно
трактовал последствия пивопития на Руси. Драться, конечно,
дрались... Но в пиве ли здесь было дело?
И даже когда пивной свободе пришел конец (государство решило не
упустить ни копейки из пивного промысла и пивной популярности), все
равно закон оставил несколько праздников, когда крестьяне могли
наварить себе пива и погулять. Облагодетельствованными были
праздники: Пасха, Троица, Рождество, Михайлов день и еще несколько.
Но только в деревнях. Горожанам варить пиво было строго-настрого
воспрещено.
Такую суровость ввел в народ царь Алексей Михайлович своим
"Уложением" от 1649 г. С тех пор государственная монополия на пиво
(и мед) продержалась аж до XIX столетия. Кстати, отношение к
крестьянскому пивоварению тоже менялось: его то разрешали по
праздникам, то вообще запрещали, то строго регламентировали, в какой
таре и какое именно пиво и сколько дозволяется сварить отдельно
взятому крестьянскому двору.
Но, несмотря на запрещение варить пиво самим, в народе на долгие
века сохранилась приверженность к пиву. Даже в самые глухие года
пивной реакции под праздник крестьянские повозки тянулись к кабакам
откупщиков, дабы накануне светлого праздника закупиться этим
напитком.