История взаимоотношений русского человека с пивом - тема вообще
достаточно любопытная. С одной стороны, пить на Руси любили искони и
толк в том знали. Но с другой стороны, у пива всегда были на
отечественной почве достаточно серьезные веселящие соперники,
которые не меньше нашего героя были органичны самому народу и его
истории, из глубины которой и произрастают. Имеются в виду брага,
мед (он же в современной интерпретации - медовуха) и водка. Веками
они мирно конкурировали, боролись за вкусы соотечественников с
переменным успехом. В летописях, донесениях, письмах и разнообразных
справках эти напитки, как правило, по-родственному соседствуют.
Но никогда никто всерьез не рассматривал идею отказаться от пития
вообще. Когда князя Владимира захожие исламские священники склоняли
к принятию на Руси мусульманства, агитируя возможностью иметь сразу
четырех жен, то перспектива гарема князю может и глянулась, однако
запрещение любого спиртного этой религией напрочь пресекало
возможность любых славянских поползновений в сторону зеленого
знамени. Владимир этим агитаторам так в лоб и ответил: "Руси есть
веселье пити, не можем без того быти". Как отрезал. С тех пор немало
нашего брата стараются как можно чаще подтверждать справедливость
слов князя. Взять хотя бы эпизод из фильма "Покровские ворота"
(режиссер Михаил Козаков).
Ученые предполагают, что в наших славянских краях первые пивовары
народились в эпоху так называемой Трипольской культуры, заложившей
основы земледелия в междуречье Днепра и Днестра в IV-III в. до н. э.
Но доподлинно этого никто не знает. Скорее всего то самое
"трипольское" пиво варили из проса.
Первые письменные упоминания о пиве на Руси относятся к XIV веку. Во
время археологических раскопок в Новгороде было обнаружено около
тысячи берестяных грамот, в одной из которых некий Грикша писал:
"Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви...Яз ему отвечал:
не рекл ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосье:
вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито..." Смысл этого
берестяного послания ясен. "Житом" в Новгороде называли ячмень, а
"переваром" - хмельной напиток из меда и пива. Его изготовление было
одной из натуральных повинностей в Новгородской и прочих землях.
На Руси вообще были широко распространены медовые дани и перевары.
Упоминания о солоде (проросшем высушенном и перемолотом зерне)
встречаются еще в Киевской Руси. Солод, пиво и хмель считались
обязательной частью оброка крестьян за пользование землей. Например,
в писцовых книгах новгородских земель 1499-1500 годов среди прочих
оброков встречаются и бочки с хмелем и пивом. Солодом часто
расплачивались с мастерами, занимавшимися ремонтом городских
укреплений, со сборщиками платежей и штрафов.