Пивных бутылок в России было много и разных. Но и среди них
обнаруживались свои законодатели, свои особо выдающиеся
произведения, за которыми, так сказать, и шел эстетический
бутылочно-тарный прогресс. При этом бутылки чутко реагировали на
пивную злобу дня.
Строительство одного из крупнейших пивоваренных заводов России,
производящего широко известное "Жигулевское" пиво, было начато еще в
1880 году австрийцем Альфредом Ф. фон Вакано. В 1900 году его фирма,
действующая до этого как акционерное общество "Жигулевский завод",
была преобразована в Торговый дом "Товарищество Жигулевский
пивоваренный завод А.Ф. фон Вакано". Это изменение сразу же
отразилось в литье бутылки. Она превратилась из зеленой в коричневую
и стала иметь вид усеченного конуса высотой 33 см и емкостью 1/20
ведра. На бутылке отливался фирменный треугольник А.Ф. фон Вакано с
изображением логотипа, а вокруг него размещалась надпись:
"Товарищество Жигулевского пивоварен. завода А.Вакано и К. Самара."
Перед первой мировой войной сильную конкуренцию продукции А.Ф. фон
Вакано составил Торговый Дом "Наследники коммерции советника И.Б.
Александрова". Братья Александровы кроме пивоваренного завода в
Казани и в Слободском Вятской губернии, содержали еще 50 оптовых
складов и 13 пивных лавок. На бутылках их заводов в восьмиугольном
обрамлении также отливались сокращенные данные об изготовителе.
Изготовленные в конце XIX века бутылки московского завода "Шаболовский"
были восьмигранные темно-коричневого цвета. На поверхности бутылки
отливался двуглавый орел - герб Российской Империи, год изготовления
и надпись "Шаболовский пивовар. заводъ, Москва".
А на коричневых грушевидных бутылках пивовара Власа Ярославцева было
отлито "Хамовническ. Москва. Телефонъ № 2-87" и товарный знак.
К сожалению, дореволюционные стеклянные бутылки сохранились сегодня
только у коллекционеров и в некоторых музеях пивоваренных заводов. И
поэтому подробнее познакомиться с особенностями литья пивных бутылок
можно разве что по книжным картинкам и подробным описаниям.
Видимо, наши предки не особо увлекались сбором стеклотары - бросали,
куда ни попадя, и редко попадали в места, где эта восхитительная
тара сохранялась для потомков. Но и сохранившиеся образцы дают
полное ощущение того, что нашим людям пить наше пиво было
эстетически приятно. Такие бутылки нельзя было не любить.